Семнадцать мгновений кино

30.1.2013, 11:52;

В подмосковном Домодедово прошел XVII кинофестиваль архивного кино «Белые столбы».

Вот уже семнадцать лет, в самом начале года Госфильмофонд и его кинофестиваль стараются дать киноведам и кинокритикам материал для работы и пищу для размышлений на следующие двенадцать месяцев.

В этом и уникальность «Белых столбов» – благодаря этому кинофестивалю, архивное кино идет в ногу со временем. Каждый год фестиваль удивляет своих гостей раритетами и одновременно архивными новинками (потому что многие их этих раритетов показываются публике впервые), представляет кино, созданное много лет назад, но актуальное именно сейчас. Программа фестиваля составляется специалистами Госфильмофонда ак, чтобы охватить ключевые события мировой и киноистории, юбилеи которых будут отмечаться в текущем году,  – будь то 100 лет с со дня рождения Вивьен Ли или семьдесят лет Тегеранской конференции.

Прошедший кинофестиваль отметил несколько юбилеев: 150 лет К.С. Станиславскому, 90 лет студии Уолта Диснея, 100 лет Голливуду и, кстати, 100 лет Болливуду. Особая программа была посвящена четырехсотлетию воцарения дома Романовых, а также событиям Второй мировой и Великой отечественной войны в 1943 году. Традиционная программа «Великие столетия» вспоминает Ивана Рыжова, Марику Рёкк, Эру Савельеву, Жана Марэ, Сергея Михалкова, Берта Ланкастера, Вивьен Ли. Память ушедших от нас в прошлом году Джеммы Фирсовой, Федора Хитрука, Богдана Ступки, Тонино Гуэрры, Канэто Синдо чевствует в этом году программа «IN MEMORIAL». Николай Майоров и Владимир Котовский представили очередную порцию восстановленных ими советских стереофильмов.

Большой интерес вызвала программа, подготовленная киноведом Петром Багровым, «Сохранились не полностью». В нее вошли материалы 17 утраченных кинофильмов. Среди них фильм Абраама Роома «Предатель» 1926-го года; наименее известная картина Ольги Преображенской и Ивана Правова 1928-го года «Светлый город», от которого сохранилась всего одна часть, которая, к стастью, демонстрирует блестящую актерскую игру женского трио – Раисы Пужной, Эммы Цесарской, Елены Максимовой; легендарный «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна, который был уничтожен. Еще одна находка, сделанная Петром Багровым и историком анимации Георгием Бородиным, – «Паровоз, лети вперед» – ранний звуковой фильм 1932-го года Николая Ходатаева и Зинаиды Брумберг, кадры из которого сохранились только благодаря включению их в юбилейную картину «15 лет советской кинематографии»:  в этом фильме есть документальный эпизод, снятый в детском кинотеатре, где ребята смотрят некий мультфильм про паравоз.

Коллеги из киноархива Чехии подарили Госфильмофонду пять советских фильмов, которые до сих пор отсутствовали в коллекции самого большого в мире киноархива и не содержатся ни в каком другом архиве мира. Две из этих кинолент, найденных при помощи российских киноведов Николая Изволова и Сергея Каптеева, – документальный фильм 1931-го года классика советской анимации Михаила Цехановского «Гопак» и один из первых советских звуковых мультипликационных фильмов «Улица поперек», снятый в 1931 году режиссером В. Сутеевым, были показаны во второй день кинофестиваля.

«Белые столбы» также представил и кинопремьеры. Так, в рамках фестиваля состоялась премьера итальянского документального фильма «Бунтарь», посвященного 90-летию первой антифашистской забастовке в Италии. Фильм, рассказывающий об антифашисте Гуидо Пичелли,  представил его режиссер – Джанкарло Бокки. И еще одна необычная премьера: спустя 70 лет после своего создания чуть ли не впервые в России будет показан десятиминутный документальный фильм Сергея Эйзенштейна «Катастрофа в Оахаке» о страшном землятресении на юге Мексики.

«Есть у кино своя волшебная страна» – это строки из гимна Госфильмофонда. В фестивальном центре Госфильмофонда собрались киноведы и кинокритики, историки кино и режиссеры. Это профессионалы, которым кино очень дорого и которые ценят кино. На экране проносятся уникальные кинополотна и отрывки утерянных киножизней. Кинофестиваль в Домодедове очень важен, единственен в своем роде и по-прежнему вызывает интерес. Недаром XVI кинофестиваль «Белые столбы» в 2011 году занял первое место по рейтингу кинофестивалей, прошедших  с октября 2011 года по апрель 2012 года (согласно опросу, который провела редакция журнала «Кинопроцесс» среди 50 представителей СМИ, прося оценить российских и международных (на территории РФ и других стран СНГ) кинофестивалей).

Смотрите хорошее кино – смотрите архивное кино.

Наталия Егорова

Поделитесь в социальных сетях:


Комментарии:
  • Вконтакте
  • Обычная форма